УФАС начинает охоту на картели

С 6 января 2012 года в России начнет действовать новое антимонопольное законодательство

Новый, так называемый «третий антимонопольный пакет законов» стал одним из последних документов, принятых Госдумой прошлого созыва. Президент подписал его 5 декабря. Руководитель красноярского УФАС Валерий Захаров прокомментировал изменения в антимонопольном законодательстве.

Раньше штрафовали, теперь будут предупреждать и предостерегать

Как отметил Валерий Захаров, новый документ — третья, усовершенствованная редакция закона, в которой были учтены недоработки прежних вариантов. Кроме того, новое антимонопольное законодательство максимально приближено к зарубежным аналогам, а первыми экспертами документа стали иностранные антимонопольщики.

Валерий ЗахаровПо сравнению с предыдущими версиями, новый закон имеет ряд значительных изменений. Так, по словам Захарова, кардинально изменился подход к понятию «монопольно высокая цена». Если раньше для ее определения антимонопольщики проводили достаточно серьезные экономические исследования, то сейчас они будут использовать метод сопоставимых рынков. — Мы будем сравнивать ситуацию на наших товарных рынках с ситуацией на зарубежных и на основе полученных данных делать выводы о максимально высокой цене. Это позволит избежать глубокого вмешательства в бухгалтерию наших предприятий, что, как они сами жалуются, мешает их работе, — пояснил Валерий Захаров.

В третьем пакете законов введены новые юридические понятия — «предостережение» и «предупреждение». Первое будет применяться в отношении должностных лиц и участников рынка, которые прогнозируют повышение цен на различных рынках без существующих на то причин. Как пояснил Захаров, подобные сигналы дестабилизируют ситуацию на рынке — начинается ажиотаж и нездоровый спрос на те или иные продукты. — Обнародование сведений о скором росте цен, не имеющее реального основания, мы считаем не только вредным, но и противоправным. Поэтому к чиновникам и предпринимателям, распространяющим их, будет применять такая мера, как предостережение, — заявил Захаров.

Предупреждение будет применяться к хозяйствующим субъектам за более серьезные проступки. Например, за отказ от заключения договора без объективных причин, навязывание невыгодных условий.

По словам Валерия Захарова, введение предостережения и предупреждения означает либерализацию антимонопольного законодательства. Если раньше по любому даже незначительному поводу следовала процедура привлечения к административной ответственности и наложение оборотного штрафа, то сейчас нарушителей будут сначала «предостерегать» и «предупреждать». — На исправление нарушителю будет даваться 10-дневный срок. Если реакция его будет правильной, к административной ответственности он привлекаться не будет, — сказал Захаров.

В законе появился отдельный пункт относительно государственных и муниципальных услуг. Не секрет, что возле госорганов кормятся многочисленные частные компании, которые за определенную плату оказывают услуги по решению тех или иных вопросов. Сейчас закон не будет позволять этого. — Деньги за государственные слуги можно будет брать только в том случае, если это прямо прописано в законе. Антимонопольный орган будет следить за тем, чтобы максимальное количество услуг осуществлялось бесплатно, — пообещал руководитель УФАС.

В числе важных изменений Валерий Захаров отметил также запрет на соглашение хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и розничного рынков электроэнергии, если они приводят к манипулированию ценами на электроэнергию.

Кроме того, сейчас в законе четко прописаны случаи правомерного наложения штрафов и система их расчета, список отягчающих и смягчающих обстоятельств, а также перечень лиц, квалифицируемых, как хозяйствующие субъекты. Так, сейчас даже физические лица, не зарегистрированные как ИП, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, подпадают под действие закона.

За вступление в картель — уголовное наказание

По оценке Валерия Захарова, новый антимонопольный пакет законов более четкий и прозрачный, в нем практически не осталось двусмысленностей и разночтений. Кроме того, он заметно либеральнее предыдущих редакций. Однако руководитель УФАС оговорился, что это касается закона в целом. К крупным рыночным игрокам, вертикально-интегрированным структурам, антимонопольщики теперь, наоборот, будут проявлять повышенное внимание. Частичное смягчение законодательства затем и было нужно, чтобы по возможности разгрузить антимонопольные комитеты от «мелочевки», и дать им возможность начать охоту за «крупной рыбой».

— Нам поставлена задача сместить акцент на значимые дела. Приоритетными субъектами правоприменения для нас теперь станут картели (монополистические объединения или соглашения с целью влияния на ценообразование, условия продаж, регулирование объёмов производства и т.д.) — заявил Захаров.

Для хозяйствующих субъектов вступление в картель будет грозить уголовным преследованием. Чтобы избежать этого, нельзя:

  • договариваться о ценах;
  • разделять товарные рынки (например, территориально, по продавцам-покупателям);
  • отказываться от производства товаров, на которые есть спрос, и есть возможность их производства;
  • отказываться от предоставления востребованных услуг.

Впрочем, Валерий Захаров отметил, что это касается не только крупных игроков рынка. В картели зачастую объединяются представители малого и среднего бизнеса, к которым новое законодательство будет применяться в равной степени. — Я советую всем хозяйствующим субъектам сейчас провести ревизию своей жизнедеятельности и планов на дальнейшее развитие, а также тщательно ознакомиться с новым антимонопольным пакетом законов, — заключил руководитель красноярского УФАС.