П Р О Т О К О Л заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России от 26.01.2011

П Р О Т О К О Л

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России

 

26 января 2011 года

г. Красноярск, пр.Мира, 81«д»

 

Председатель

О.П. Харченко

 

Члены Экспертного совета

О.А. Чуракова,

С.В. Степанова,

Л.В. Дорошенко,

Н.С. Арутюнян,

П.В. Брюханов,

Д.Н. Поваров,

А.Э. Кнапнугель,

А.В. Быков,

Д.М. Поваров,

А.И. Лылина,

Н.И. Бабина,

М.О. Шахян,

С.Г. Рубцов,

В.А. Лепешев,

А.Б. Дорогов,

М.М. Усманов,

М.А. Шуранова,

Л.Б. Соколовская,

В.В. Игнатова,

А.С. Ковалев,

В.С. Степанищев,

К.В. Беспрозванных,

В.Н. Зыкова,

В.Н. Котов

от М.В. Рычковой – представитель по доверенности Е.В.Рагулина,

от Д.И. Юсьмы – представитель по доверенности Н.А. Лалетина,

от А.Б. Дорогова – представитель по доверенности М.А. Золотухин.

 

 

 

 

 

 

 

Повестка заседания

 

 

  1. Оценка возможности утверждения Красноярским Советом депутатов Концепт-программы размещения рекламных конструкций на территории              г. Красноярска, с точки зрения требований действующего законодательства Российской Федерации;
  2.  Является ли рекламная конструкция, размещаемая, в течении дня на пр. Мира, наружной рекламной конструкцией, на которую распространяются требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;
  3. о соответствии требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламы, представленной в адрес Красноярского УФАС России в рамках заявления ООО «Профессиональная психотерапевтическая лига», а именно: рекламный щит сайта www.24dd.ru напротив остановки «Гостиница «Октябрьская», в непосредственной близости от детского сада, гимназии № 11 и учебно-производственного комбината; рекламные тумбы косметики «Лэтуаль», использующая образы обнаженных и полуобнаженных женщин с двусмысленными и непристойными жестами, по мнению заявителя,  в непосредственной близости от городских катков в Центральном парке и на стадионе Локомотив (рядом находятся детский сад, школа им. В. Сурикова, прапвославный домовой храм св. Татианы Великомученицы); рекламный щит-вывеска магазина «Галерея сна» напротив остановки «Музькальный театр», рядом с детским развивающим центром и театром; рекламный щит торгово-сервисной сети «Автомотив» на ул. Молокова, использующий образы полуобнаженных женщин для рекламы зарядки аккумуляторов;
  4. необходимо ли согласие собственников помещений на размещение конструкции, на которой изложена следующая информация: «территория мебели РИТАС часы работы 10-19 ООО ПТК «ТАК» свидетельство 24 № 000445159 выдано ИФНС по Советскому району  г. Красноярска 25.11.02г.»,  учитывая ее размеры и месторасположение не вблизи от входа, а на иной стене здания с целью информирования потребителей о местонахождении магазина в данном здании.

 

Председатель отметил наличие кворума, огласил повестку заседания, отметил стремительный рост количества членов экспертного совета и напомнил о процедуре ежегодного подтверждения на участие в экспертном совете по окончанию календарного года. Кроме того, председатель предложил, в связи с тем, что пока шла подготовка к Экспертному совету, Красноярским Советом депутатов Концепт-программа размещения рекламных конструкций на территории г. Красноярска уже была утверждена, рассматривать первый вопрос с последнюю очередь. Возражений не последовало.

 

 

 

  1. Является ли рекламная конструкция, размещаемая, в течении дня на пр. Мира, наружной рекламной конструкцией, на которую распространяются требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;

 

 

    Харченко О.П.: отметил, что эта конструкция, имеющая надпись «Настоящие вина» и стрелочку, указывающая точно на бюст Ф.Э.  Дзержинского, что вызывает негативные эмоции у ветеранов.

    Арутюнян Н.С.: сказала, что исходя из статьи 19 ФЗ «О рекламе», то данное изображение можно рассматривать, как наружную рекламу, а с учетом его содержания – именно рекламу вина и исходя из этого  могут быть применены все те ограничения, которые предусмотрены статьей 21 ФЗ «О рекламе».

    Дорошенко Л.В.: добавила, что поскольку рекламодатель добавил надпись «О вреде алкоголя»,то он, конечно, понимал ,что это реклама и придерживался соблюдения требований статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 

Председатель предложил перейти к голосованию.

 

Вопрос на голосование: Считать рекламу, выше указанной, рекламной конструкцией, на которую распространяются требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы осуществить право применения, кто за?

Голосовали:

«За» – единогласно;

«Против» – 0;

«Воздержались» – 0.

 

 

  1. о соответствии требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламы, представленной в адрес Красноярского УФАС России в рамках заявления ООО «Профессиональная психотерапевтическая лига», а именно: рекламный щит сайта www.24dd.ru напротив остановки «Гостиница «Октябрьская», в непосредственной близости от детского сада, гимназии № 11 и учебно-производственного комбината; рекламные тумбы косметики «Лэтуаль», использующая образы обнаженных и полуобнаженных женщин с двусмысленными и непристойными жестами, по мнению заявителя,  в непосредственной близости от городских катков в Центральном парке и на стадионе Локомотив (рядом находятся детский сад, школа им. В. Сурикова, православный домовой храм св. Татианы Великомученицы); рекламный щит-вывеска магазина «Галерея сна» напротив остановки «Музыкальный театр», рядом с детским развивающим центром и театром; рекламный щит торгово-сервисной сети «Автомотив» на ул. Молокова, использующий образы полуобнаженных женщин для рекламы зарядки аккумуляторов;  

 

   Харченко О.П.: Предложил разделить второй вопрос на отдельные пункты и рассмотреть каждый отдельно. Возражений не последовало.

 

           Пункт 1. рекламный щит сайта www.24dd.ru напротив остановки «Гостиница «Октябрьская», в непосредственной близости от детского сада, гимназии № 11 и учебно-производственного комбината.

 

    Золотухин М.А.: пояснил, что данное изображение считает оскорбительным, особенно учитывая тот факт ,что оно ориентировано на детей, поскольку на нем изображены образы Деда Мороза и Снегурочки.

    Рагулина Е.В.: добавила, что по ее мнению изображение является непристойным и оно не соответствует общепринятым культурным нормам.

   Усманов М.М.: посчитал, что изображать Деда Мороза в таком виде крайне неэтично.

   Быков А.В.: обратил внимание присутствующих на текст данной рекламы: «Дед отдыхает…потому что сайт www.24dd.ru работает!» и по его мнению, это продвижение сайта, а не Деда Мороза или Нового года, а также добавил, не видит здесь прямого негативного воздействия на детей, поскольку Новый год является не только детским, но и взрослым праздником, но при этом уточнил, что ему, как человеку, как гражданину данное изображение не нравится, но чего-то, что могло бы противоречить этическим и эстетическим нормам в данном рекламном изображении нет.

   Золотухин М.А.: настаивал, дети не умеет читать, поэтому не смогут понять написанной фразы. Но обнаженного Деда Мороза и Снегурочку ребенок может воспринять, как призыв к действию, приведя в пример цитату профессора Феофанова О.А.: «Реклама показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации».

   Игнатова В.В.: разделила точку зрения, что эта реклама не соответствует нормам культуры и нарушает рекламную гармонию.

   Арутюнян Н.С.: сказала, что не видит в данном изображении, ничего неэтичного, поскольку считает нормальной ситуацию, когда мужчина и женщина отдыхают на пляже в купальниках.

   Золотухин М.А.: настаивал, что это не отношения девушки и его внучки, это скорее похоже на отношения любовника и любовницы.

    Быков А.В.: уточнил, что все говорят о этих персонажах, как о реальных людях.

   Арутюнян Н.С.: заметила, что поскольку внучка просто стоит рядом с Дедушкой, а не сидит у него на коленях, то нельзя уловить в этом какого-то сексуального подтекста.

   Игнатова В.В.: указала на то, что в данной рекламе заложено двумыслие.

   Быков А.В.: ответил, что любая реклама провоцирует двусмыслие всегда, иначе это будет не реклама.

   Игнатова В.В.: пояснила, что реклама толкает на определенный модус поведения, он может быть либо положительным, либо отрицательным. И в данном случае это отрицательный модус поведения.

   Председатель предложил перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: Признать нарушения рекламног7о законодательства, непристойной рекламу сайта www.24dd.ru и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за это предложение?

 

Голосовали:

«За» - 16;

«Против» - 9;

«Воздержались» - 2.

 

 

       Пункт 2. Реклама ночного клуба «Стерлинг»  с изображением фиги.

 

   Рагулина Е.В.: пояснила, что считает данную рекламу оскорбительной для любого человека.

   Золотухин М.А.: сказал, что по мнению профессора Феофанова, реклама показывает нам готовые формы поведения. И высказал мнение, что делать подобные жесты неправильно.

   Ковалев А.С.: считает, что никому не будет приятен подобный жест в лицо и тем более это неприменимо для рекламы.

   Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.

Вопрос на голосование: признать указанную рекламу непристойной и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за?

 

Голосовали:

«За» - 21;

«Против» - 2;

«Воздержались» - 4.

 

 

       Пункт 3. Рекламные тумбы косметики «Лэтуаль», использующая образы обнаженных и полуобнаженных женщин с двусмысленными и непристойными жестами, по мнению заявителя,  в непосредственной близости от городских катков в Центральном парке и на стадионе Локомотив (рядом находятся детский сад, школа им. В. Сурикова, православный домовой храм св. Татианы Великомученицы).

 

   Председатель предложил, поскольку в этом вопросе рассматриваются два разных изображения, обсудить каждое по отдельности. Возражений не последовало.

 

    3.1. Рекламная тумба косметики «Лэтуаль». Духи «IDALLE» от Guerlain.

 

  Быков А.В.: отметил, что хоть данное изображение и относится к «ню», но вряд ли оно сможет вызвать нездоровые фантазии у ребенка в 21 веке и добавил, что если мы начнем каждую обнаженную натуру так воспринимать, то сделаем только запретный плод еще более запретным.

   Золотухин М.А.: настаивал на том, что в глаза первым делом бросается не реклама, а именно обнаженная натура и если на нем было бы изображение с античной скульптурой, то оно бы привлекало значительно меньше. И добавил , что эта фотография эксплуатирует мужские инстинкты.

    Кнапнугель А.Э.: посчитал, что очень удачно выбран пример с античной скульптурой. И спросил, насколько знаменитая картина «Даная», вызовет протест в обществе?

    Рагулина Е.В.:  ответила, что если это будет так же изображено, как на данных щитах, то это определенно вызовет протест, так как есть требования к людям искусства.

   Кнапнугель А.Э.: отметил, что в разное время было разное понимание красоты и культуры и что на этой фотографии нет совершенно ничего непристойного. Поскольку парфюмерный бренд не имеет возможности передать аромат через фото, то для этого и придуман определенный образ. И добавил, что в парфюмерной и автомобильной промышленности всегда используется женский образ, как минимум и как максимум в разной степени обнаженности, но в данном образе нет ничего  непристойного.

   Ковалев А.С.: подчеркнул, что фирма Guerlain является всемирно известным мировым брендом и их рекламные плакаты изучают специалисты, то есть, если бы в данной рекламе было бы что-то непристойное, то вряд ли эти фотографии висели бы по всему миру.

   Лылина А.И.: обратила внимание присутствующих на то, что в мусульманских странах подобные рекламные фотографии запрещены, но это никак не влияет на объемы продаж этих духов.

    Харченко О.П.: попросил рассматривать рекламу, размещенную здесь и сейчас, а особенности этики и эстетики других стран, вынести за пределы Экспертного совета.

    Арутюнян Н.С.: указала, что реклама полностью соответствует требованиям законодательства. И в ней нет ничего оскорбительного.

    Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.

 

Вопрос на голосование: считать непристойной данную рекламу и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за?

 

 

 

Голосовали:

«За» -10;

«Против» - 19;

«Воздержались» - 2.

 

3.2. Рекламная тумба косметики «Лэтуаль». «Loewe» духи.

 

    Соколовская Л.Б.: отметила, что у женщины на фото агрессивно-сексуальные образ, совершенно двусмысленная жестикуляция и абсолютно неженственное, грубое и злое лицо. А так же ей присущи качества противоположные гармоничному человеку - это стремление манипулировать и обладать. Такой образ несет только разрушительную функцию и является оскорбительным для женщины.

    Арутюнян Н.С.: отметила, что ей данный образ не нравится, но не с точки зрения закона, а с точки зрения эстетики.

    Быков А.В.: пояснил, что духи, как ароматы тоже могут быть и агрессивными, и не агрессивными, вот именно поэтому рекламщики и придумывают отдельный образ для каждого из них, чтобы донести до нас то, что мы не можем ощущать через изображение. То есть духи, как и любой другой товар, имеют свою целевую аудиторию.

   Золотухин М.А.: отметил, что помимо целевой аудитории, эту же рекламу каждый день видят дети и насколько это полезно для них неизвестно.

    Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.

 

Вопрос на голосование: признать нарушения рекламного законодательства, считать непристойной и оскорбительной данную рекламу и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за это предложение?

 

Голосовали:

«За» -12;

«Против» - 11;

«Воздержались» - 3.

 

 

 

        Пункт 4. Рекламный щит-вывеска магазина «Галерея сна» напротив остановки «Музыкальный театр», рядом с детским развивающим центром и театром.

 

     Председатель заметил, что эта реклама уже неоднократно рассматривалась Экспертным советом, Управлением федеральной антимонопольной службы и региональными экспертными советами в связи с чем в изображение были добавлены аксессуары .

     Рагулина Е.В.: ответила, что это иллюзия одежды и в данном случае девушка на фотографии практически обнаженная.

     Арутюнян Н.С.: предложила проголосовать, что данная реклама соответствует требованиям действующего законодательства «О рекламе».

 

Вопрос на голосование: считать рекламу магазина «Галерея сна» соответствующей требованиям Федерального закона «О рекламе»?

 

Голосовали:

«За» -19;

«Против» - 8;

«Воздержались» - 1.

 

         Пункт 5. Рекламный щит торгово-сервисной сети «Автомотив» на ул. Молокова, использующий образы полуобнаженных женщин для рекламы зарядки аккумуляторов.

 

Арутюнян Н.С.: указала, что данная реклама полностью соответствует требованиям действующего законодательства, так как девушки на фотографии одеты.

Игнатова В.В.: заметила, что существует множество других способов рекламировать зарядку аккумуляторов, кроме как через изображение женского тела.

Соколовская Л.Б.: ответила, что ее подобная реклама оскорбляет, как женщину, так как это эксплуатация женского тела.

Ковалев А.С.:  сказал, что надо ограничивать рекламу с обнаженными женскими телами на улицах города.

Быков А.В.: пояснил, что реклама должна привлекать.  И если она перестанет привлекать, то заказчик рекламы будет терпеть убытки. А так же отметил, что реклама не воспитывает – это иллюзия. И не смотря на то, что эта реклама ему лично не нравится, но каких-либо нарушений закона, он в ней не видит.

Рагулина Е.В.: ответила, что ни в одном городе не встречала столько рекламы с изображением обнаженных женщин и добавила, что ей стыдно за наш город.

Золотухин М.А.: процитировал канадского социолога Маршалла Маклюэна: «Классная комната не может сравниться с блеском, успехом и престижем образования, которое дает реклама», английского профессора Лондонского университета Френка Кермоуда: «Изменилась публика. Она воспитывается уже в новом окружении: ее учителя - реклама и телевидение» и французского писателя Сент-Экзюпери: «С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой».

Игнатова В.В.: отметила, что реклама – это социальная форма предъявления нашей культуры молодому поколению и она не должна противоречить социальному воспитанию и образованию.

Ковалев А.С.: сказал, что если и заряжать аккумуляторы в данной  торгово-сервисной  сети, то этих девушек там все - равно не будет, это обман.

Дорошенко Л.В.: напомнила, что поскольку в этом образе нет ничего оскорбительно, то нельзя назвать эту рекламу противоречащей закону «О рекламе».

Лылина А.И.: предложила представить на данном плакате свою родственницу и если подобное покажется вполне приемлемым, то и рекламу нельзя будет назвать оскорбительной.

Зыкова В.Н.: Указала, что реклама вообще не соответствует действительности, так как зарядка аккумуляторов предполагает работу непосредственно с кислотой, что небезопасно для девушек.

Ковалев А.С.:  пояснил, что в данном случае реклама имеет косвенное значение, поскольку девушки прямого отношения к зарядке аккумуляторов не имеют.

    Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.

 

Вопрос на голосование: в порядке поступления, не считать непристойной данную рекламу, кто за?

 

Голосовали:

«За» -11;

«Против» - 12;

«Воздержались» - 1.

 

  1. Необходимо ли согласие собственников помещений на размещение конструкции, на которой изложена следующая информация: «территория мебели РИТАС часы работы 10-19 ООО ПТК «ТАК» свидетельство 24 № 000445159 выдано ИФНС по Советскому району  г. Красноярска 25.11.02г.»,  учитывая ее размеры и месторасположение не вблизи от входа, а на иной стене здания с целью информирования потребителей о местонахождении магазина в данном здании.

                                                                                                                                                                         Председатель пояснил, что в данном случае необходимо принять все-таки решение является ли рекламой это сооружение или же это вывеска.

   Поваров Д.Н.: посчитал, что так как вывеска у данного магазина имеется, но с другой стороны, то это все-таки реклама.

   Игнатова В.В.: Указала на то, что поскольку на ней ничего не рекламируется, то это нельзя считать рекламой, а только вывеской.

   Арутюнян Н.С.: пояснила, что видимо, владельцы данного сооружения попытались формально подвести под требования, которые содержатся в законе «О защите прав потребителей», но поскольку вывеска должна находиться рядом с входом, то это скорее можно считать указателем.

Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.

 

Вопрос на голосование: считать ли рекламой сооружение «Территория мебели «РИТАС», кто за?

 

 

Голосовали:

«За» -13;

«Против» - 4;

«Воздержались» - 10.

 

  1. Оценка возможности утверждения Красноярским Советом депутатов Концепт-программы размещения рекламных конструкций на территории  г. Красноярска, с точки зрения требований действующего законодательства Российской Федерации.

 

Председатель спросил мнения экспертов по этому вопросу.

Брюханов П.В.: пояснил, что принятая концепт-программа серьезно ограничивает конкуренцию.

Председатель предложил, в связи с отсутствием других мнений и высказывании по данному вопросу, отправить его на доработку. Возражений не последовало.

 

Принятые решения

 

  1. По первому вопросу повестки заседания единогласно  члены Экспертного совета приняли решение о том, что данную рекламу винного магазина можно считать рекламной конструкцией.
  2. По второму вопросу Экспертный совет пришел к мнению о том, что рекламу сайта www.24dd.ru, а также рекламные тумбы магазина «Лэтуаль»  считать непристойной рекламой. Признать оскорбительной рекламы ночного клуба «Стерлинг» и  торгово-сервисной сети «Автомотив». Рекламу магазина «Галерея сна» считать пристойной.
  3. По третьему вопросу принято решение о том, что сооружение «Территория мебели «РИТАС» считать рекламой.
  4. По четвертому вопросу Экспертный совет пришел к мнению, что данный вопрос требует доработки.

 

 

Председатель Экспертного совета

 

 

Ответственный секретарь

 

О.П. Харченко

 

 

В.С. Степанова

 

Дата проведения Совета: 
21 декабря 2011, 01:00