П Р О Т О К О Л заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России от 26.01.2011
П Р О Т О К О Л
заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России
26 января 2011 года
г. Красноярск, пр.Мира, 81«д»
Председатель |
О.П. Харченко
|
Члены Экспертного совета |
О.А. Чуракова, С.В. Степанова, Л.В. Дорошенко, Н.С. Арутюнян, П.В. Брюханов, Д.Н. Поваров, А.Э. Кнапнугель, А.В. Быков, Д.М. Поваров, А.И. Лылина, Н.И. Бабина, М.О. Шахян, С.Г. Рубцов, В.А. Лепешев, А.Б. Дорогов, М.М. Усманов, М.А. Шуранова, Л.Б. Соколовская, В.В. Игнатова, А.С. Ковалев, В.С. Степанищев, К.В. Беспрозванных, В.Н. Зыкова, В.Н. Котов от М.В. Рычковой – представитель по доверенности Е.В.Рагулина, от Д.И. Юсьмы – представитель по доверенности Н.А. Лалетина, от А.Б. Дорогова – представитель по доверенности М.А. Золотухин.
|
|
Повестка заседания
- Оценка возможности утверждения Красноярским Советом депутатов Концепт-программы размещения рекламных конструкций на территории г. Красноярска, с точки зрения требований действующего законодательства Российской Федерации;
- Является ли рекламная конструкция, размещаемая, в течении дня на пр. Мира, наружной рекламной конструкцией, на которую распространяются требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;
- о соответствии требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламы, представленной в адрес Красноярского УФАС России в рамках заявления ООО «Профессиональная психотерапевтическая лига», а именно: рекламный щит сайта www.24dd.ru напротив остановки «Гостиница «Октябрьская», в непосредственной близости от детского сада, гимназии № 11 и учебно-производственного комбината; рекламные тумбы косметики «Лэтуаль», использующая образы обнаженных и полуобнаженных женщин с двусмысленными и непристойными жестами, по мнению заявителя, в непосредственной близости от городских катков в Центральном парке и на стадионе Локомотив (рядом находятся детский сад, школа им. В. Сурикова, прапвославный домовой храм св. Татианы Великомученицы); рекламный щит-вывеска магазина «Галерея сна» напротив остановки «Музькальный театр», рядом с детским развивающим центром и театром; рекламный щит торгово-сервисной сети «Автомотив» на ул. Молокова, использующий образы полуобнаженных женщин для рекламы зарядки аккумуляторов;
- необходимо ли согласие собственников помещений на размещение конструкции, на которой изложена следующая информация: «территория мебели РИТАС часы работы 10-19 ООО ПТК «ТАК» свидетельство 24 № 000445159 выдано ИФНС по Советскому району г. Красноярска 25.11.02г.», учитывая ее размеры и месторасположение не вблизи от входа, а на иной стене здания с целью информирования потребителей о местонахождении магазина в данном здании.
Председатель отметил наличие кворума, огласил повестку заседания, отметил стремительный рост количества членов экспертного совета и напомнил о процедуре ежегодного подтверждения на участие в экспертном совете по окончанию календарного года. Кроме того, председатель предложил, в связи с тем, что пока шла подготовка к Экспертному совету, Красноярским Советом депутатов Концепт-программа размещения рекламных конструкций на территории г. Красноярска уже была утверждена, рассматривать первый вопрос с последнюю очередь. Возражений не последовало.
- Является ли рекламная конструкция, размещаемая, в течении дня на пр. Мира, наружной рекламной конструкцией, на которую распространяются требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;
Харченко О.П.: отметил, что эта конструкция, имеющая надпись «Настоящие вина» и стрелочку, указывающая точно на бюст Ф.Э. Дзержинского, что вызывает негативные эмоции у ветеранов.
Арутюнян Н.С.: сказала, что исходя из статьи 19 ФЗ «О рекламе», то данное изображение можно рассматривать, как наружную рекламу, а с учетом его содержания – именно рекламу вина и исходя из этого могут быть применены все те ограничения, которые предусмотрены статьей 21 ФЗ «О рекламе».
Дорошенко Л.В.: добавила, что поскольку рекламодатель добавил надпись «О вреде алкоголя»,то он, конечно, понимал ,что это реклама и придерживался соблюдения требований статьи 21 ФЗ «О рекламе».
Председатель предложил перейти к голосованию.
Вопрос на голосование: Считать рекламу, выше указанной, рекламной конструкцией, на которую распространяются требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы осуществить право применения, кто за?
Голосовали:
«За» – единогласно;
«Против» – 0;
«Воздержались» – 0.
- о соответствии требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламы, представленной в адрес Красноярского УФАС России в рамках заявления ООО «Профессиональная психотерапевтическая лига», а именно: рекламный щит сайта www.24dd.ru напротив остановки «Гостиница «Октябрьская», в непосредственной близости от детского сада, гимназии № 11 и учебно-производственного комбината; рекламные тумбы косметики «Лэтуаль», использующая образы обнаженных и полуобнаженных женщин с двусмысленными и непристойными жестами, по мнению заявителя, в непосредственной близости от городских катков в Центральном парке и на стадионе Локомотив (рядом находятся детский сад, школа им. В. Сурикова, православный домовой храм св. Татианы Великомученицы); рекламный щит-вывеска магазина «Галерея сна» напротив остановки «Музыкальный театр», рядом с детским развивающим центром и театром; рекламный щит торгово-сервисной сети «Автомотив» на ул. Молокова, использующий образы полуобнаженных женщин для рекламы зарядки аккумуляторов;
Харченко О.П.: Предложил разделить второй вопрос на отдельные пункты и рассмотреть каждый отдельно. Возражений не последовало.
Пункт 1. рекламный щит сайта www.24dd.ru напротив остановки «Гостиница «Октябрьская», в непосредственной близости от детского сада, гимназии № 11 и учебно-производственного комбината.
Золотухин М.А.: пояснил, что данное изображение считает оскорбительным, особенно учитывая тот факт ,что оно ориентировано на детей, поскольку на нем изображены образы Деда Мороза и Снегурочки.
Рагулина Е.В.: добавила, что по ее мнению изображение является непристойным и оно не соответствует общепринятым культурным нормам.
Усманов М.М.: посчитал, что изображать Деда Мороза в таком виде крайне неэтично.
Быков А.В.: обратил внимание присутствующих на текст данной рекламы: «Дед отдыхает…потому что сайт www.24dd.ru работает!» и по его мнению, это продвижение сайта, а не Деда Мороза или Нового года, а также добавил, не видит здесь прямого негативного воздействия на детей, поскольку Новый год является не только детским, но и взрослым праздником, но при этом уточнил, что ему, как человеку, как гражданину данное изображение не нравится, но чего-то, что могло бы противоречить этическим и эстетическим нормам в данном рекламном изображении нет.
Золотухин М.А.: настаивал, дети не умеет читать, поэтому не смогут понять написанной фразы. Но обнаженного Деда Мороза и Снегурочку ребенок может воспринять, как призыв к действию, приведя в пример цитату профессора Феофанова О.А.: «Реклама показывает нам готовые формы поведения в той или иной ситуации».
Игнатова В.В.: разделила точку зрения, что эта реклама не соответствует нормам культуры и нарушает рекламную гармонию.
Арутюнян Н.С.: сказала, что не видит в данном изображении, ничего неэтичного, поскольку считает нормальной ситуацию, когда мужчина и женщина отдыхают на пляже в купальниках.
Золотухин М.А.: настаивал, что это не отношения девушки и его внучки, это скорее похоже на отношения любовника и любовницы.
Быков А.В.: уточнил, что все говорят о этих персонажах, как о реальных людях.
Арутюнян Н.С.: заметила, что поскольку внучка просто стоит рядом с Дедушкой, а не сидит у него на коленях, то нельзя уловить в этом какого-то сексуального подтекста.
Игнатова В.В.: указала на то, что в данной рекламе заложено двумыслие.
Быков А.В.: ответил, что любая реклама провоцирует двусмыслие всегда, иначе это будет не реклама.
Игнатова В.В.: пояснила, что реклама толкает на определенный модус поведения, он может быть либо положительным, либо отрицательным. И в данном случае это отрицательный модус поведения.
Председатель предложил перейти к голосованию.
Вопрос на голосование: Признать нарушения рекламног7о законодательства, непристойной рекламу сайта www.24dd.ru и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за это предложение?
Голосовали:
«За» - 16;
«Против» - 9;
«Воздержались» - 2.
Пункт 2. Реклама ночного клуба «Стерлинг» с изображением фиги.
Рагулина Е.В.: пояснила, что считает данную рекламу оскорбительной для любого человека.
Золотухин М.А.: сказал, что по мнению профессора Феофанова, реклама показывает нам готовые формы поведения. И высказал мнение, что делать подобные жесты неправильно.
Ковалев А.С.: считает, что никому не будет приятен подобный жест в лицо и тем более это неприменимо для рекламы.
Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.
Вопрос на голосование: признать указанную рекламу непристойной и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за?
Голосовали:
«За» - 21;
«Против» - 2;
«Воздержались» - 4.
Пункт 3. Рекламные тумбы косметики «Лэтуаль», использующая образы обнаженных и полуобнаженных женщин с двусмысленными и непристойными жестами, по мнению заявителя, в непосредственной близости от городских катков в Центральном парке и на стадионе Локомотив (рядом находятся детский сад, школа им. В. Сурикова, православный домовой храм св. Татианы Великомученицы).
Председатель предложил, поскольку в этом вопросе рассматриваются два разных изображения, обсудить каждое по отдельности. Возражений не последовало.
3.1. Рекламная тумба косметики «Лэтуаль». Духи «IDALLE» от Guerlain.
Быков А.В.: отметил, что хоть данное изображение и относится к «ню», но вряд ли оно сможет вызвать нездоровые фантазии у ребенка в 21 веке и добавил, что если мы начнем каждую обнаженную натуру так воспринимать, то сделаем только запретный плод еще более запретным.
Золотухин М.А.: настаивал на том, что в глаза первым делом бросается не реклама, а именно обнаженная натура и если на нем было бы изображение с античной скульптурой, то оно бы привлекало значительно меньше. И добавил , что эта фотография эксплуатирует мужские инстинкты.
Кнапнугель А.Э.: посчитал, что очень удачно выбран пример с античной скульптурой. И спросил, насколько знаменитая картина «Даная», вызовет протест в обществе?
Рагулина Е.В.: ответила, что если это будет так же изображено, как на данных щитах, то это определенно вызовет протест, так как есть требования к людям искусства.
Кнапнугель А.Э.: отметил, что в разное время было разное понимание красоты и культуры и что на этой фотографии нет совершенно ничего непристойного. Поскольку парфюмерный бренд не имеет возможности передать аромат через фото, то для этого и придуман определенный образ. И добавил, что в парфюмерной и автомобильной промышленности всегда используется женский образ, как минимум и как максимум в разной степени обнаженности, но в данном образе нет ничего непристойного.
Ковалев А.С.: подчеркнул, что фирма Guerlain является всемирно известным мировым брендом и их рекламные плакаты изучают специалисты, то есть, если бы в данной рекламе было бы что-то непристойное, то вряд ли эти фотографии висели бы по всему миру.
Лылина А.И.: обратила внимание присутствующих на то, что в мусульманских странах подобные рекламные фотографии запрещены, но это никак не влияет на объемы продаж этих духов.
Харченко О.П.: попросил рассматривать рекламу, размещенную здесь и сейчас, а особенности этики и эстетики других стран, вынести за пределы Экспертного совета.
Арутюнян Н.С.: указала, что реклама полностью соответствует требованиям законодательства. И в ней нет ничего оскорбительного.
Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.
Вопрос на голосование: считать непристойной данную рекламу и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за?
Голосовали:
«За» -10;
«Против» - 19;
«Воздержались» - 2.
3.2. Рекламная тумба косметики «Лэтуаль». «Loewe» духи.
Соколовская Л.Б.: отметила, что у женщины на фото агрессивно-сексуальные образ, совершенно двусмысленная жестикуляция и абсолютно неженственное, грубое и злое лицо. А так же ей присущи качества противоположные гармоничному человеку - это стремление манипулировать и обладать. Такой образ несет только разрушительную функцию и является оскорбительным для женщины.
Арутюнян Н.С.: отметила, что ей данный образ не нравится, но не с точки зрения закона, а с точки зрения эстетики.
Быков А.В.: пояснил, что духи, как ароматы тоже могут быть и агрессивными, и не агрессивными, вот именно поэтому рекламщики и придумывают отдельный образ для каждого из них, чтобы донести до нас то, что мы не можем ощущать через изображение. То есть духи, как и любой другой товар, имеют свою целевую аудиторию.
Золотухин М.А.: отметил, что помимо целевой аудитории, эту же рекламу каждый день видят дети и насколько это полезно для них неизвестно.
Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.
Вопрос на голосование: признать нарушения рекламного законодательства, считать непристойной и оскорбительной данную рекламу и рекомендовать Управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю осуществить право применения, кто за это предложение?
Голосовали:
«За» -12;
«Против» - 11;
«Воздержались» - 3.
Пункт 4. Рекламный щит-вывеска магазина «Галерея сна» напротив остановки «Музыкальный театр», рядом с детским развивающим центром и театром.
Председатель заметил, что эта реклама уже неоднократно рассматривалась Экспертным советом, Управлением федеральной антимонопольной службы и региональными экспертными советами в связи с чем в изображение были добавлены аксессуары .
Рагулина Е.В.: ответила, что это иллюзия одежды и в данном случае девушка на фотографии практически обнаженная.
Арутюнян Н.С.: предложила проголосовать, что данная реклама соответствует требованиям действующего законодательства «О рекламе».
Вопрос на голосование: считать рекламу магазина «Галерея сна» соответствующей требованиям Федерального закона «О рекламе»?
Голосовали:
«За» -19;
«Против» - 8;
«Воздержались» - 1.
Пункт 5. Рекламный щит торгово-сервисной сети «Автомотив» на ул. Молокова, использующий образы полуобнаженных женщин для рекламы зарядки аккумуляторов.
Арутюнян Н.С.: указала, что данная реклама полностью соответствует требованиям действующего законодательства, так как девушки на фотографии одеты.
Игнатова В.В.: заметила, что существует множество других способов рекламировать зарядку аккумуляторов, кроме как через изображение женского тела.
Соколовская Л.Б.: ответила, что ее подобная реклама оскорбляет, как женщину, так как это эксплуатация женского тела.
Ковалев А.С.: сказал, что надо ограничивать рекламу с обнаженными женскими телами на улицах города.
Быков А.В.: пояснил, что реклама должна привлекать. И если она перестанет привлекать, то заказчик рекламы будет терпеть убытки. А так же отметил, что реклама не воспитывает – это иллюзия. И не смотря на то, что эта реклама ему лично не нравится, но каких-либо нарушений закона, он в ней не видит.
Рагулина Е.В.: ответила, что ни в одном городе не встречала столько рекламы с изображением обнаженных женщин и добавила, что ей стыдно за наш город.
Золотухин М.А.: процитировал канадского социолога Маршалла Маклюэна: «Классная комната не может сравниться с блеском, успехом и престижем образования, которое дает реклама», английского профессора Лондонского университета Френка Кермоуда: «Изменилась публика. Она воспитывается уже в новом окружении: ее учителя - реклама и телевидение» и французского писателя Сент-Экзюпери: «С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой».
Игнатова В.В.: отметила, что реклама – это социальная форма предъявления нашей культуры молодому поколению и она не должна противоречить социальному воспитанию и образованию.
Ковалев А.С.: сказал, что если и заряжать аккумуляторы в данной торгово-сервисной сети, то этих девушек там все - равно не будет, это обман.
Дорошенко Л.В.: напомнила, что поскольку в этом образе нет ничего оскорбительно, то нельзя назвать эту рекламу противоречащей закону «О рекламе».
Лылина А.И.: предложила представить на данном плакате свою родственницу и если подобное покажется вполне приемлемым, то и рекламу нельзя будет назвать оскорбительной.
Зыкова В.Н.: Указала, что реклама вообще не соответствует действительности, так как зарядка аккумуляторов предполагает работу непосредственно с кислотой, что небезопасно для девушек.
Ковалев А.С.: пояснил, что в данном случае реклама имеет косвенное значение, поскольку девушки прямого отношения к зарядке аккумуляторов не имеют.
Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.
Вопрос на голосование: в порядке поступления, не считать непристойной данную рекламу, кто за?
Голосовали:
«За» -11;
«Против» - 12;
«Воздержались» - 1.
- Необходимо ли согласие собственников помещений на размещение конструкции, на которой изложена следующая информация: «территория мебели РИТАС часы работы 10-19 ООО ПТК «ТАК» свидетельство 24 № 000445159 выдано ИФНС по Советскому району г. Красноярска 25.11.02г.», учитывая ее размеры и месторасположение не вблизи от входа, а на иной стене здания с целью информирования потребителей о местонахождении магазина в данном здании.
Председатель пояснил, что в данном случае необходимо принять все-таки решение является ли рекламой это сооружение или же это вывеска.
Поваров Д.Н.: посчитал, что так как вывеска у данного магазина имеется, но с другой стороны, то это все-таки реклама.
Игнатова В.В.: Указала на то, что поскольку на ней ничего не рекламируется, то это нельзя считать рекламой, а только вывеской.
Арутюнян Н.С.: пояснила, что видимо, владельцы данного сооружения попытались формально подвести под требования, которые содержатся в законе «О защите прав потребителей», но поскольку вывеска должна находиться рядом с входом, то это скорее можно считать указателем.
Председатель предложил перейти к голосованию. Возражений не последовало.
Вопрос на голосование: считать ли рекламой сооружение «Территория мебели «РИТАС», кто за?
Голосовали:
«За» -13;
«Против» - 4;
«Воздержались» - 10.
- Оценка возможности утверждения Красноярским Советом депутатов Концепт-программы размещения рекламных конструкций на территории г. Красноярска, с точки зрения требований действующего законодательства Российской Федерации.
Председатель спросил мнения экспертов по этому вопросу.
Брюханов П.В.: пояснил, что принятая концепт-программа серьезно ограничивает конкуренцию.
Председатель предложил, в связи с отсутствием других мнений и высказывании по данному вопросу, отправить его на доработку. Возражений не последовало.
Принятые решения
- По первому вопросу повестки заседания единогласно члены Экспертного совета приняли решение о том, что данную рекламу винного магазина можно считать рекламной конструкцией.
- По второму вопросу Экспертный совет пришел к мнению о том, что рекламу сайта www.24dd.ru, а также рекламные тумбы магазина «Лэтуаль» считать непристойной рекламой. Признать оскорбительной рекламы ночного клуба «Стерлинг» и торгово-сервисной сети «Автомотив». Рекламу магазина «Галерея сна» считать пристойной.
- По третьему вопросу принято решение о том, что сооружение «Территория мебели «РИТАС» считать рекламой.
- По четвертому вопросу Экспертный совет пришел к мнению, что данный вопрос требует доработки.
Председатель Экспертного совета
Ответственный секретарь |
|
О.П. ХарченкоВ.С. Степанова |