Протокол заседания Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

Протокол

заседания Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

 

28 ноября 2018 года

12 часов 00 минут

г. Красноярск

 

           Присутствовали:

           Захаров В.М. – руководитель Красноярского УФАС России, сопредседатель Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее- ОС);

           Захаров В.А. - руководитель Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель ОС.

           Члены ОС:

           Андрияшкин В.Н. – исполнительный директор Регионального отделения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края»;

           Капсудин Е.В. - заместитель руководителя Красноярского УФАС России,  ответственный секретарь ОС; 

           Лапунов Г.С.- Вице-президент  Союза предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края;

           Мицкевич Л.А. - доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Юридического института ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»;

           Шапран М.В. - председатель Союза медицинских организаций Некоммерческого партнерства «МЕДАЛЬЯНС»;

           Шевцов М.М. - руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей.

           Приглашенные на ОС:

           Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти Красноярского УФАС России.

           Повестка дня:

           1) Проект Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (далее- Стратегия); 2) Государственная программа Красноярского края «Развитие логистической сети агропромышленного комплекса Красноярского края» на 2019-2021 годы (далее- Программа).  

           Захаров В.М. открыл заседание ОС, огласил повестку.

          По первому вопросу повестки выступил Капсудин Е.В. (в обсуждении приняли участие: Захаров В.М., Захаров В.А., Лапунов Г.С., Мицкевич Л.А., Шевцов М.М.).

          Сообщил присутствующим о  проблемных вопросах, связанных с исполнением предписаний о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.

          Обратил внимание, что в последние годы российская экономика столкнулась с глобальными экономическими вызовами. Структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее и их существование влияет на все процессы, в том числе политические и социальные. Происходящие изменения настолько значительны, что могут быть охарактеризованы, как крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста. Цифровые преобразования на современном этапе - один из главных факторов мирового экономического роста. Развитие цифровых технологий и усиление роли инноваций приводят к изменению экономической картины мира, стирают географические границы товарных рынков, разрушают устоявшиеся экономические связи и создают совершенно новые рынки (информационно-технологические) и совершенно новые структурные связи, характеризующиеся глобальным многосторонним характером, а также оказывающие влияние на смежные отрасли и сферы хозяйствования. Быстрые изменения, происходящие в сфере цифровых технологий, представляют собой вызов и угрозу для задействованных в процессе участников. На рынках появляются новые, ранее не существовавшие продукты, применение которых потребителями до этого не представлялось возможным и потому их обращение до недавнего времени не подлежало контролю со стороны государства. В этих условиях конкуренция является основным фактором, способным обеспечить экономический рост. Именно поэтому на современном этапе экономического развития вопросы состояния конкуренции приобретают все большее, если не ключевое значение.

        Отметил, что высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции.

        При этом решение таких задач может быть обеспечено только при условии преодоления негативных факторов экономики, объективно сдерживающих развитие конкуренции и экономический рост: высокая доля государственного участия в экономике, недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства, существенная доля нарушений условий конкуренции со стороны органов власти, картелизация российской экономики, системные проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий, системные проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам.

         Акцентировал внимание присутствующих, что направления структурных реформ, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».Для возможности противостоять глобальным экономическим вызовам необходим комплекс масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, а также консолидация усилий по выполнению поставленных задач как органов власти всех ветвей и уровней, так и всех институтов гражданского общества.

          Рассказал, что к 2018 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции: правовые институты защиты и развития конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира и при этом учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений; взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создало действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации.

           Напомнил, что миссией Федеральной антимонопольной службы является свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

         Отметил, что для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.

          Обратил особое внимание, что Стратегия разработана с учетом актуальной оценки макроэкономических и микроэкономических процессов, целей и задач, определенных стратегическими документами, действующими в Российской Федерации. Указанные цели положены в основу приоритетов в деятельности службы: 1) Совершенствование правовых и организационных механизмов защиты конкуренции; 2) Создание эффективных механизмов развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровне, в том числе снижение доли государственного участия в экономике; 3) Совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации; 4) Реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования; 5) Создание условий для эффективной конкуренции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных), корпоративных нужд и реализации на торгах государственного и муниципального имущества; 6) Повышение эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа.

          Присутствующие обсудили  предлагаемые ФАС России  меры, представляющие собой создание адекватных инструментов и механизмов предотвращения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, направленные на реализацию приоритетов в деятельности службы.

 Мицкевич Л.А. предложила после утверждения Стратегии разработать «Путеводитель мероприятий Стратегии» в форме презентации. 

           Лапунов Г.С. предложил включить в Реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования мероприятия по разработке и внедрения на законодательном уровне единого порядка регулирования цен (тарифов)     на     транспортные     услуги,      оказываемые    на     подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорт  

 Захаров В.М. предложил членам ОС оформить свои предложения в письменной форме и направить в адрес управления.

По второму вопросу повестки выступила Фомушкина Ю.В. (в обсуждении приняли участие: Захаров В.М., Захаров В.А., Капсудин Е.В., Мицкевич Л.А., Шевцов М.М.)

 Рассказала, что целью Программы является повышение эффективного процесса товаропродвижения на агропродовольственном рынке края на основе развития логистической сети края. Задачами программы являются: 1) Управление логистической системы АПК края; 2) Развитие распределительной (сбытовой) логистики края; 3) Создание современной товаропроводящей логистической инфраструктуры АПК края.

  Обратила внимание, что в целях реализации первой задачи предусмотрена подпрограмма: развитие региональной интегрированной системы управления логистической сетью АПК края, целью которой является - создание условий для развития логистики в крае, а задачами: обеспечение мониторинга движения пищевых продуктов через оптово -распорядительные центры; создание условий для иных каналов сбыта.

  В целях реализации второй задачи предусмотрена подпрограмма: формирование системы товаропроводящих каналов АПК края, целью которой является - продвижение продукции региональных товаропроизводителей, а задачей: обеспечение населения качественными продуктами питания местного производства, в том числе населения северных (труднодоступных) территорий.  В целях реализации третей задачи предусмотрена подпрограмма: создание, организация, функционирование и развитие инфраструктуры сети оптово-распорядительных центров, целью которой является – создание региональной системы гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, а задачами: создание оптово-распределительных центров; содействие развитию потребительской кооперации через различные формы торгов.

Сообщила о запланированных Программой мероприятиях на 2019-2021 годы и объемах финансирования.

Обратила особое внимание на то, что запланированным результатом программы к 2021 году является: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции; увеличение рабочих мест; увеличение доли продуктов питания местного производства в обороте продовольственной продукции.

Члены ОС в целом одобрили Программу, как механизм поддержки местных производителей продуктов питания, при этом высказались о возможных рисках, связанных с созданием органами власти дискриминационных условий  хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство пищевых продуктов, при реализации Программы.     

Члены ОС решили:

 1. Одобрить Проект Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года.

 2. Принять к сведению предложения Мицкевич Л.А. и Лапунова Г.С.

 3. Предложить членам ОС в срок до 15.12.2018 направить в Красноярское УФАС России свои предложения и замечания по  Проекту Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года.

 4. Принять и одобрить доклад Фомушкиной Ю.В.

 5. Рекомендовать Красноярскому УФАС России осуществить государственный контроль за соблюдением требований  антимонопольного законодательства при  реализации Государственной программы Красноярского края «Развитие логистической сети агропромышленного комплекса Красноярского края» на 2019-2021 годы.

 6. Разместить настоящий протокол на официальном сайте Красноярского УФАС России.

 

Сопредседатели ОС                                                                                             В.М. Захаров

           

 

Ответственный секретарь ОС                                                                             Е.В. Капсудин

Дата проведения Совета: 
28 ноября 2018, 12:00