Протокол заседания общественно-консультативного совета при управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 04 июня 2015 года

Протокол

заседания общественно-консультативного совета при управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

04 июня 2015 года                                                                                                   г. Красноярск

 

Присутствовали:

Захаров В.А. – руководитель Красноярского регионального отделения «Опора России», сопредседатель Совета;

Лужбин Е.Л. – ответственный секретарь Совета.

 

Члены Совета:

Александров В.Г. – директор агентства поддержки малого и среднего бизнеса Красноярского края;

Андрияшкин В.Н. – исполнительный директор РОР «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края»»

Тимошевская М.Б. – председатель местной общественной организации «Объединение предпринимателей Севера»;

Шевцов М.М. – руководитель регионального общественного объединения по защите прав потребителей;

Шапран М.В. – председатель Союза медицинских организаций НП «Медальянс».

 

Приглашённые:

Кузнецов В.С. – исполнительный директор Союза медицинских организаций НП «Медальянс».

 

Повестка дня:

1.   Состояние конкуренции на рынке предоставления медицинских услуг.

Докладчик: член совета Шапран М.В.

Содокладчик: Кузнецов В.С.

2.   Утверждение плана работы на 2015 год.

 

Захаров В.А. сообщил о необходимости утвердить повестку дня и предложил проголосовать.

      Проголосовали – единогласно.

 

Вопрос № 1. Выступление Шапрана М.В.

Российская система здравоохранения характеризуется:

  1. Отсутствием этических норм;
  2. Труднодоступностью и низким качеством качественной медицинской помощи;
  3. Отсутствием справедливой конкурентной среды;
  4. Зависимостью от иностранных государств;
  5. Неэффективной системой медицинского страхования;
  6. Неэффективной надзорно-разрешительной системой;
  7. Высоким уровнем теневого оборота денежных средств;
  8. Слабой системой первичной медицинской помощи;
  9. Поздним выявлением опасных для жизни человека заболеваний;
  10. Незначительным количеством качественного отечественного медицинского оборудования;
  11. Незначительным наименованием производств лекарственных средств;
  12. Инвестиционной непривлекательностью;
  13. Отсутствием ответственности у врача за здоровье человека;
  14. Крайне низким уровнем как преподавательских, так и руководящих кадров в отрасли.

Назрела необходимость проработать те шаги, которые позволят создать эффективную систему здравоохранения в России, а именно:

  1. О реализации в РФ концепции «врач-субъект права».

 Ключевое отличие российской системы здравоохранения от систем здравоохранения стран с рыночной экономикой, в том числе наиболее экономически развитых государств состоит в том, что в РФ врач не является субъектом права. Иными словами, право (лицензию) на медицинскую деятельность в развитых странах получает врач, в то время, как в России, право (лицензию) на медицинскую деятельность получает медицинская организация. Наличие лицензии у врача предельно четко разграничивает зоны профессиональной ответственности и ответственности хозяйствующего субъекта, что в нашей стране отсутствует. Правосубъектность врача делает необходимым развитие механизмов страхования профессиональной ответственности, что, несомненно, создаст потребность в постоянном росте профессиональных компетенций. Врач осуществляет свою деятельность автономно и на принципах самоуправления. Реализация данной концепции приведет к необходимости формирования полноценного профессионального врачебного сообщества, представленного единой национальной медицинской организацией, которая возьмет на себя ряд функций управления профессиональной деятельностью: лицензирование врача, разработку клинических стандартов и протоколов, контроль за качеством медицинской помощи, медицинские экспертизы, аккредитацию медицинских организаций, допуск на рынок изделий медицинской техники и лекарственных препаратов, участие в разработке программ обязательного медицинского страхования, вопросы соблюдения этических принципов. Правосубъектность врача приведет к изменению подходов к медицинскому страхованию, осуществлению надзорных функций.

  1. Ревизия нормативной базы в области медицинского страхования.

 Согласно П.4, ст. 3 от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» «страховой случай – свершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного, профилактическое мероприятие), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по ОМС». Такая трактовка полностью нивелирует сущность медицинского страхования и, по сути, закладывает принципы бюджетного финансирования под маской «обязательного медицинского страхования», делает невозможным совмещение средств из обязательного и добровольного медицинского страхования. Принятие данного закона оставило добровольное медицинское страхование, развитие которого чрезвычайно актуально, в правовом вакууме. Кроме того, в №326-ФЗ заложены иные механизмы, ведущие к низкой эффективности работы системы ОМС. Так, функции страховщика распределены между тремя субъектами (федеральный, территориальный Фонды ОМС, страховые медицинские организации), что, в конечном итоге нивелирует ответственность. Страховые медицинские организации не заинтересованы в улучшении качества медицинской помощи, снижении числа страховых случаев, но, наоборот, извлекают прибыль за ведение дел, штрафов от выявленных дефектов оформления реестров и медицинской документации. Перерасход средств страховыми медицинскими организациями компенсируется за счет фондов ОМС, тем самым они не несут никаких страховых рисков. Комиссия по разработке территориальной программы ОМС, по сути, является недееспособным органом, за деятельность которого никто не несет ответственность. Правовая конструкция, заложенная 326-ФЗ, на деле не приблизила, а, напротив, удалила систему здравоохранения нашей страны от страховой модели, принятой в современных экономически развитых странах.

  1. Изменение системы контрольно-надзорных мероприятий в сфере здравоохранения.

  Деятельность надзорных органов зачастую не упорядочивает работу медицинских организаций, но, наоборот, создает неоправданные административные барьеры, почву для коррупционной составляющей. Так, на этапе оформления и переоформления лицензии действующие в настоящее время сроки рассмотрения и выдачи заключения (60 дней для Роспотребнадзора и 30-45 рабочих дней для лицензирующего органа) являются неоправданно завышенными и могут быть сокращены в 5-6 раз. Принятые санитарные правила и нормы регламентируют такие параметры, как площади кабинетов, совершенно не учитывая современный уровень компактности и безопасности медицинского оборудования, в том числе рентгенологического, содержат положения, устаревшие и не имеющие доказательной научной базы. В докладе Федеральной антимонопольной службы о деятельности Росздравнадзора четко продемонстрирована неэффективность и крайняя экономическая затратность проводимых надзорных мероприятий.  До настоящего времени не разработана система оценки качества медицинской помощи. Выпущенный Министерством здравоохранения РФ Приказ от 11 марта 2013 г. N 121н и последующие за ним разъяснения Росздравнадзора создали дополнительную бюрократическую нагрузку на медицинские организации, многие из которых были вынуждены переоформить лицензии, что, однако, не привело к повышению качества и доступности медицинской помощи. Правовая оценка данных ведомственных актов, проведенная ФАС РФ, дезавуировала такую необходимость. Приведенные примеры свидетельствуют об отсутствии системного подхода к проведению мероприятий государственного надзора в отрасли. Вместе с тем, необходимо отметить, что в случае реализации в стране концепции «врач – субъект права», систему надзора неизбежно придется трансформировать в сторону упразднения ряда избыточных функций.

 

С содокладом выступил Кузнецов В.С.

В настоящий момент, на наш взгляд, существуют три группы проблем, которые ограничиваю развитие конкуренции на рынке медицинских услуг Красноярского края:

  1. Участие частных медицинских организаций в системе Обязательного медицинского страхования (далее ОМС).
  2. Административные барьеры (взаимодействие с органами власти и надзорными органами)
  3. Недобросовестная конкуренция

        Проблемы участия частных медицинских организаций в системе ОМС

1.  Распределение комиссией по разработке территориальной программы ОМС «объемов» медицинской помощи между медицинскими организациями.

Понятие «объема» медицинской помощи, как категории, которая ограничивает возможность медицинской организации в количестве оказываемых услуг, отсутствует в Федеральном законодательстве.

Данная характеристика приемлема для бюджетирования, когда у каждой организации финансирование осуществляется в рамках определенного бюджета, но абсолютно не приемлемо для страхования, когда оплата услуг осуществляется по наступлению страхового случая. Таким образом, нужно признать, что в рамках страхования распределение «объемов» между медицинскими организациями является инструментом искусственного ограничения конкуренции на рынке, а так же повышает вероятность возникновения коррупционных схем.

2.       Кроме того, система распределения объемов не прозрачна:

Отсутствует открытая информация о том, какой организации, какой объем и по каким услугам выделен. Хотя средства ОМС регулируются Бюджетным кодексом РФ, одним из принципов которого является открытость информации о расходовании средств. Данный факт создает проблемы, как для медицинских организаций, так и нарушает права пациентов, у которых нет информации о том в какой организации они могут получить медицинскую помощь, и имеются ли у данной организации еще «объемы» на ее предоставление.

Так же не понятны и критерии распределения объемов. В некоторых случаях распределение объемов по медицинским организациям фактически противоречит здравому смыслу. Так на территории города Красноярска, несмотря на то, что в ряде районов нет стоматологических поликлиник, «объемы» по профилю стоматология распределяются 1-й стоматологии, которая находиться в непосредственной близости с одной из городских стоматологических поликлиник.

3.   Особое внимание хочется уделить разной стоимости одних и тех же услуг в рамках программы ОМС для различных медицинских организаций, несмотря на то, что услуги оказываются на одной территории, т.е. цены на расходные материалы, выплаты заработной платы сотрудникам сопоставимы. Этот факт делает систему еще более непрозрачной и повышает вероятность возникновения коррупционных схем.

 

        Предложения:

1.  Провести работу по устранению такого явления, как распределение «объемов» медицинской помощи. Объем медицинской помощи должен формироваться по мере появления страхового случая – то есть при обращении пациента за медицинской помощью

2.  Добиться размещения на сайте территориального фонда ОМС информации о распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями в открытом доступе.

3. Добиться одинаковой стоимости одних и тех же медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, располагающимися на одной территории.

 

Административные барьеры на рынке медицинских услуг: одним из главных административных барьеров на рынке медицинских услуг – это непосредственно выход на рынок. Средние сроки получения (переоформления лицензии) от момента начала получения санитарно-эпидемиологической экспертизы составляет порядка 5-6 месяцев. В это время медицинская организация уже несет все расходы, но при этом осуществлять деятельность не имеет право

      Предложение: 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил максимальные сроки на рассмотрение документов при лицензировании. Предлагаем выйти на Министерство здравоохранения Красноярского края с вопросом разработки внутреннего регламента ведомства по утверждению максимального срока на рассмотрение документов до 14 дней (в 99 ФЗ – до 45 дней) с целью повышения качества предоставления гос.услуги.

 

      Проблемы недобросовестной конкуренция на рынке медицинских услуг: ключевой проблемой в области недобросовестной конкуренции на рынке медицинских услуг является осуществление медицинской деятельности без наличия лицензии.

 

      Предложение: проработать у заинтересованных ведомств методическую базу по борьбе с организациями, осуществляющими медицинскую деятельность без лицензии.

 

      После непродолжительного обсуждения единогласно решил принять доклад Шапрана М.В. и Кузнецова В.С. к сведению. Рекомендовать управлению федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю провести анализ состояния конкуренции на рынке медицинских услуг, в том числе при предоставлении медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования. Обсудить вопрос состояния конкурентной седы на рынке медицинских услуг  на декабрьском заседании Совета.

 

Вопрос № 2. Выступил Лужбин Е.Л. с предложением утвердить план работы Совета на 2015 года.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО УРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ НА 2015 ГОД

 

 

№п/п

Повестка заседания Совета

Время проведения

Отметка об исполнении

1

  1. Состояние конкуренции на рынке предоставления медицинских услуг.
  2. Утверждение плана работы на 2015 год.

 

 

04.06 2015

 

2

1. 25 лет антимонопольному регулированию в Российской Федерации. Правоприменительная практика и тенденции развития

 

2.Вопросы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности

 

 

 

 

сентябрь

 

3

1. Анализ практики применения антимонопольного законодательства в сфере строительства.

2. Анализ практики применения антимонопольного законодательства в сфере торговли.

 

 

 

 

ноябрь

 

4

1.Анализ практики Красноярского УФАС России по борьбе с картелями и иными антиконкурентными соглашениями в 2015 году.

2. Анализ нарушений антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов  государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления

 

 

 

 

декабрь

 

 

 

После непродолжительного обсуждения Совет решил утвердить предложенный план.

 

 

Сопредседатель Совета                                                                                        В.А. Захаров

 

 

 

Ответственный секретарь                                                                                    Е.Л. Лужбин

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 
4 июня 2015, 16:53