Повестка заседания Экспертного совета на 29.05.2014

Сообщаем о том, что 29 мая 2014 года в 16:00 в Красноярском УФАС России состоится очередное заседание Экспертного совета.

       1. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица, содержащее указание на факт распространения в эфире телеканала «СТС-Прима» рекламы медико-психологического центра «Доктор Борменталь», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения требований части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Вместе с тем, по мнению заявителя, указание в рекламе сочетания слов «Медико-психологический тренинг» и «Доктор Борменталь» ассоциируется со словами «врач», «лечение», «медицинская помощь».

Красноярским УФАС России была проведена проверка в отношении ООО «Телерадиокомпания «Прима-ТВ», в ходе проведения которой в адрес Красноярского УФАС России ООО «ТРК Прима-ТВ» была представлена видеозапись рекламы медико-психологического центра «Доктор Борменталь», транслировавшейся в эфире телеканала «СТС-Прима» 25 февраля 2014 года.

Также в адрес Красноярского УФАС России ООО «ТРК Прима-ТВ» были представлены письменные пояснения, из которых следует, что, по мнению ООО «ТРК Прима-ТВ», действующее законодательство Российской Федерации позволяет сделать вывод разделении психологических услуг на два самостоятельных вида, имеющих отличное правовое регулирование, а именно:

- на психологические услуги, оказываемые психологами (лицами, имеющими психологическое образование), и не относящиеся к медицинским услугам;

- на психологические услуги, воздействующие на психологическую сферу человека, оказывающиеся врачами и относящиеся к медицинским услугам согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 1664н.

Красноярским УФАС России было направлено письмо в адрес Министерства здравоохранения Красноярского края (далее – Министерство) с просьбой об оказании содействия и выражении мнения об отнесении словосочетаний «психологическая поддержка», «профилактика срывов», «психологический тренинг» к категории медицинских услуг.

В адрес Красноярского УФАС России поступил ответ, из которого следует, что,  по мнению Министерства, определения основных понятий, применяемых в здравоохранении, в том числе термина медицинская услуга, установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Медицинская услуга указанным нормативным правовым актом определена как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, которые выполняются медицинским работником по отношению к пациенту, и затрагивают физическое или психическое состояние человека.

Практическая психология не включена в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. Однако, медицинские работники различных специальностей, при проведении медицинских вмешательств в целях диагностики, лечения, профилактики заболеваний применяют методы воздействия на психическое состояние пациента, включая «психологическую поддержку», «профилактику срывов», «психологический тренинг».

С учетом изложенного, а также с учетом содержания рекламы, по мнению специалистов Министерства, реклама медико-психологического центра «Доктор Борменталь» предлагает потребителю процедуры, необходимые для снижения веса с целью улучшения фигуры, с указанием сопутствующих эффектов по улучшению здоровья и качества жизни (нормализация артериального давления, исчезновение болей в суставах), без указания профессиональной принадлежности специалистов, выполняющих процедуры, в связи с чем перечисленные в Рекламе услуги однозначно отнести к категории медицинских объективно невозможно.

Красноярским УФАС России были направлены письма с просьбой об оказании содействия и выражении мнение о возможности отнесения услуг, указанных в Рекламе, к категории медицинских услуг в адреса КГБУЗ «Краевая клиническая больница», ГБОУВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» и             КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1». На сегодняшний день ответов от ГБОУВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» и КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» в адрес Красноярского УФАС России не поступало.

В адрес Красноярского УФАС России поступил ответ главного врача  КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Корчагина Е.Е., из которого следует, что в номенклатуре должностей медицинских работников предусмотрены должности медицинского психолога и психотерапевта. Функции и задачи медицинских психологов и психотерапевтов определены приказом МЗ РФ № 438 от 16.09.2003. При оценке рекламы необходимо учитывать положения статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний,  а медицинское вмешательство – выполняемые медицинским работников по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Также из ответа Корчагина Е.Е. следует, что в рассматриваемой рекламе не предусмотрено проведение медицинских обследований и медицинских манипуляций. Кроме того, понятие психологического тренинга распространяется на все виды психологической, в том числе не связанной с оказанием медицинских услуг.

2. В ходе мониторинга печатных изданий, распространяемых на территории Красноярского края, Красноярским УФАС России выявлено распространение рекламы фестиваля «Звезды Ретро FM» (далее – Реклама фестиваля) в журнале «Деловой квартал» № 14 (288) от 14.-4.2014 года.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно статье 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 указанного Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 указанного Федерального закона).

В результате изучения Рекламы сотрудниками Красноярского УФАС России было установлено, что категория рекламируемой информационной продукции указана таким образом, что восприятие данной информации может быть затрудненно для потребителей. Следовательно, такая информация может быть признана нечитабельной, что будет  свидетельствовать об ее отсутствии в рекламе.

 3. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица  по факту распространения в рекламно-информационном издании «Сфера интересов. Зона влияния. Красноярский край» №86 от 21.04.2014, рекламы следующего содержания: «ЯКИТОРИЯ, японская кухня, ул. Октябрьская, 7а, тел. 2904040, теперь КРУГЛОСУТОЧНО в пятницу и субботу, в наших суши БОЛЬШЕ РЫБЫ» (далее – Реклама). По мнению заявителя, указанная реклама содержит признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании вышеизложенного Красноярским УФАС России была организована проверка ООО «Харуми» на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе, в связи с чем в адрес рекламодателя был направлен запрос с требованием о предоставлении  сведений о тех критериях, по которым осуществляется сравнение объекта рекламирования в рассматриваемой рекламе с товарами (услугами), реализуемыми другими продавцами, а также копий документов, подтверждающих достоверность сведений, указанных в Рекламе, а именно  «в наших суши БОЛЬШЕ РЫБЫ».

В ответ на запрос Красноярского УФАС России  ООО «Харуми» сообщило следующее: «Суши это блюдо традиционной японской кухни, приготовленное из риса с уксусной приправой и различных морепродуктов, а также других ингредиентов. Перечень суши заведения «Якитория» согласно меню:

1.МОСУ СЯКЭ (обжаренный лосось);

2.Сякэ (лосось);

3.Судзуки сякэ (маринованный лосось);

4.Сякэ но «Филадельфия» (лосось со сливочным сыром);

5.Сякэ кунсей (копченый лосось);

6.Тамаго (омлет);

7.Унаги (копченый угорь);

8.Тако (осьминог);

9.Хамати (лакедра-желтохвост);

10.Ика (кальмар);

11.Тай (окунь);

12.Магуро (тунец);

13.Хотатэ (морской гребешок);

14.Эби (креветка);

15.Абогадо (авокадо);

16.Спайси суси (острые суши с тунцом, угрем, лососем, морским гребешком или лакедрой);

17.Парадайз-рору.

Объектом рекламирования являлись суши с рыбой в меню заведения «Якитория» расположенного по адресу: г.Красноярск, ул. Октябрьская, д.7А. Критерием оценки состава суши заведения «Якитория» являлось соотношение ингредиентов в составе блюда. Состав блюда измеряется в граммах либо килограммах.

Рыбы (лат.Pisces)— надкласс (в соответствии с современными принципами кладистики— парафилетическая группа) водных позвоночных животных. Обширная группа челюстноротых, для которых характерно жаберное дыхание на всех этапах постэмбрионального развития организма.

Соответственно объектами рекламирования являлись суши под номерами: 1,2,3,4,5,7,9,11,12, 16,17.

Суши меню «Якитория» под номерами: 6,8.10,13,14,15 не являются объектами указанной выше рекламы в связи с тем, что в состав блюд не входит ингредиент рыба любого вила.

Кальмары (лат. Teuthida) — отряд десятируких головоногих моллюсков. Обычно имеют размеры 0,25—0.5 м, но гигантские кальмары рода Architeuthis могут достигать 20 метров (считая щупальца) и являются самыми крупными беспозвоночными.

Морские гребешки (дат. Pectinidae) — семейство морских двустворчатых моллюсков. Гребешки обладают неравностворчатой раковиной с ушками — сравнительно крупными площадками спереди и сзади от вершины.

Осьминоги, или спрутовые (лат. Octopoda от др.-греч. бРгб «восемь» илотЗс; «нога») — наиболее известные представители головоногих моллюсков

Креветки, или настоящие креветки (лат. Caridea) — инфраотряд ракообразных из отряда  десятиногих (Decapoda).

Авокадо, или Персея американская (лат. Persea americana) —вид вечнозелёных плодовых растений из рода Персея семейства Лавровые (Lauraceae).

ООО «Харуми» в указанной в запросе управления рекламе сравнение с товарами реализуемыми другими продавцами суши не проводило.

ООО «Харуми» лишь обращает внимание потребителя на приоритет ингредиента рыба в суши заведения «Якитория» по отношению к прочими ингредиентами блюда того же производителя».

4. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление жителя города Красноярска о привлечении к административной ответственности рекламодателя непристойной, по мнению заявителя, рекламы закрытого релакс-клуба«EGOIST», размещенной  в районе многоквартирного жилого дома по адресу ул. Алексеева, 17. По мнению заявителя, указанная в заявлении реклама содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

        Таким образом, на повестку заседания Экспертного совета выносятся следующие вопросы:

  1. Распространяются ли требования части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» на рекламу медико-психологического центра «Доктор Борменталь»?
  2. Соответствует ли реклама фестиваля «Звезды Ретро FM»  требованиям  части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?
  3. Соответствует ли требованиям пунктов 1 и 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама суши-бара «Якитория»?
  4. Нарушает ли требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама закрытого релакс-клуба «EGOIST»?
Дата проведения Совета: 
29 мая 2014, 16:58

Файлы для скачивания

материал к вопросу №2
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.19 МБ
материал к вопросу №3
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.19 МБ
материал к вопросу №4
Тип файла: rar
Размер файла: 0.42 МБ
Материалы к вопросу № 1
Тип файла: rar
Размер файла: 1.61 МБ