Руководитель Красноярского УФАС России провел пресс-конференцию, посвященную итогам деятельности управления в 2012 году и планам на 2013 год

На площадке пресс-центра «Комсомольская правда» 19 марта 2013 года состоялась  пресс-конференция с участием руководителя Красноярского УФАС России Валерия Михайловича Захарова и его заместителя Олега Петровича Харченко. Пресс-конференция была посвящена итогам деятельности управления в 2012 году и планам на 2013 год, а также наиболее резонансным делам, рассмотренным за прошедший год.

Свое выступление руководитель Красноярского УФАС России начал с информации о том, что Красноярское УФАС России на протяжении нескольких лет (начиная с 2004 года) входит в десятку лучших территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы России среди 83 существующих на сегодня управлений на территории Российской Федерации.

В ходе пресс-конференции руководитель Красноярского УФАС России сообщил о том, что Красноярским УФАС России в 2012 году было выявлено значительное количество нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции», связанных с нарушением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. В 2012 были рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства по факту необеспечения сетевой организацией передачи электрической энергии надлежащего качества, ущемления интересов других лиц путем непредставления информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства нарушения выражались, как правило, в навязывании невыгодных условий договора, в необоснованных отказах от заключения договоров, а также создания препятствий к заключению договора.

Множественные нарушения выявлены на рынке оказания услуг по управлению жилыми многоквартирными домами – это, в первую очередь, незаконное взимание с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку) приборов учета; незаконное прекращение подачи энергоресурсов, необоснованных требований к установке приборов учета.

В ответ на вопрос журналистов, заместитель руководителя управления сообщил о том, что в октябре 2012 года в Красноярское УФАС России поступило уведомление                                       ОАО «Богучанская ГЭС», из которого следует, что ОАО «Богучанская ГЭС» с 23.10.2012 начинает совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по производству электрической энергии при условии соблюдения особенностей функционирования, поскольку обществом выполняются пункты 4, 5 особенностей функционирования, а именно: объем потребления электроэнергии для удовлетворения собственных производственных нужд превышает объем передаваемой электроэнергии, заключен договор  оперативно-диспетчерского управления.

В рамках рассмотрения указанного уведомления Красноярским УФАС России было установлено, что ОАО «Богучанская ГЭС» не выполняются иные пункты особенностей функционирования, в том числе – общество не потребляет для удовлетворения собственных производственных нужд более 75% суммарного объема производимой электрической энергии, не заключило предусмотренные законодательством соглашения и договоры.

В результате рассмотрения уведомления по существу, Комиссией Красноярского УФАС России принято решение о несоблюдении ОАО «Богучанская ГЭС» запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, о принудительной реорганизации ОАО «Богучанская ГЭС» (в форме разделения или выделения). На исполнение предписания ОАО «Богучанская ГЭС» дан один год. Как пояснил Олег Петрович Харченко, за это время компания должна провести собрание акционеров и принять решение о том, как будут дробиться активы. Предусматривается две формы: выделение и разделение. Также собственники должны определиться с тем, что у них остается — производственные или передающие мощности. Причем недопустимы фиктивные схемы реорганизации. Если такое псевдоразделение произойдет – компания будет продана с молотка по частям, причем начиная с самого «тела» гидроэлектростанции.

Не обошли стороной и ситуацию с островом Татышев (на котором предприниматели несколько лет занимались прокатом велосипедов) связанную с действиями администрации города Красноярска,  которая по каким-то причинам предоставила преимущественное право использования земли своему подразделению – «Красспорту». Как отметил руководитель управления, эта ситуация недопустима, и суд первой инстанции поддержал позицию Красноярского УФАС России.

Актуальная тема государственных закупок была освещена Олегом Петровичем Харченко в ходе пресс-конференции.  Как отметил заместитель руководителя управления - бюджетное «одеяло» уменьшается. «…Если раньше, в 2009-2010 годах в крае шла борьба за крупные заказы, на миллиард и больше, то сейчас не гнушаются и жалуются, стараются оспорить контракты на сотни тысяч. И это даже не годом исчисляется, количество таких прецедентов растет от квартала к кварталу. Службу заваливают заявлениями. Что называется «крошки подбирают». В этой связи мы за прошлый год выявили около 800 подозрительных госзакупок, которые по сути можно квалифицировать как сговор. Для службы задел, что называется, только раззудись плечо – размахнись рука. Мы все эти сговоры и схемы видим, у нас есть за это санкции. Но доказать тяжело – необходимы признательные показания. Участники торгов никогда не скажут: «мы не за откаты не делали шаги на аукционе, а потому, что хотели с одного раза выиграть, потому и не шли дальше»…». В качестве примера заместитель руководителя управления привел недавний факт – торги на проведение ремонта в краевой детской клинической больнице. «…До торгов было допущено более 20 участников. А единственный шаг сделал только один участник аукциона. Соответственно эта компания и получила заказ, причем по наивысшей цене, за наибольшие деньги, которые пошли в фирму из бюджета. А позже выяснился еще один факт – все работы, на которые и проводился тендер, уже были сделаны победителем. Таких фактов множество. Нашему краю, конечно, далеко в этом смысле до Северного Кавказа, Краснодарского края. Тем не менее – 800 – цифра серьезная…».

Также Валерий Михайлович Захаров сообщил о значительном снижении количества выявленных нарушений по статье 15 Закона «О защите конкуренции» в 2012 году по отношению к предыдущему отчетному периоду (2011 году) которое связано с тем, что в предыдущем отчетном периоде большая доля выявленных нарушений приходилась на нарушения, связанные с незаконной передачей без торгов и без согласования с антимонопольным органом в пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества. Учитывая то обстоятельство, что по данному вопросу Красноярским УФАС России проведена превентивная профилактическая работа (регулярно даются разъяснения органам местного самоуправления по порядку предоставления в пользование муниципального имущества по запросам органов, в СМИ, а также при проведении «круглых столов»), а также приняты масштабные меры в 2010-2011 годах по выявлению и пресечению данных нарушений, в текущем году, несмотря на значительное количество проведенных контрольных мероприятий, мониторинг управлением передачи в пользование муниципального имущества, количественный показатель данных нарушений значительно снизился, что в общем объеме обусловило значительное снижение количества выявленных в 2012 году нарушений по статье 15 Закона «О защите конкуренции».

В связи с введением в Закон «О защите конкуренции» статьи 39.1 «Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» Красноярским УФАС России в 2012 году было выдано 64 предупреждения. По каждому факту неисполнения предупреждения возбуждены дела по признакам нарушения статьи 10 Закона «О  защите конкуренции». Наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства было совершено на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии - 81% от общего количества выданных предупреждений.

Еще одной темой, озвученной руководителем Красноярского УФАС России, стала информация о том, что в перспективе государственные и муниципальные унитарные предприятия могут исчезнуть. Останутся они только в структуре оборонного сектора. Причиной таким выводам послужило то, что, как правило, этим государственным и муниципальным унитарным предприятиям создаются преференции и они, по сути, скупают имущество вместо размещения государственного заказа на торгах. Эти предприятия по факту злоупотребляют своим положением. Все остальные рынки, кроме сферы обороны и национальной безопасности – конкурентные. Наличие же доли государства в МУПах и ГУПах в конечном счете вредит экономике. По мнению руководителя, рано или поздно мы станем свидетелями ситуации, когда такого рода предприятия вообще сойдут на нет.

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России также рассказал о ситуации с деятельностью управления  по выявлению и пресечению нарушений Закона «О рекламе». В 2012 сохранилась тенденция распространения хозяйствующими субъектами рекламы финансовых услуг, не соответствующей требованиям статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в связи с чем, Красноярским УФАС России самостоятельно было выявлено 184 факта распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространяемой как непосредственно самими финансовыми организациями, оказывающими рекламируемые финансовые услуги,  так и их контрагентами. Также Олег Петрович Харченко отметил, что в адрес управления в прошлом году поступило значительно большее количество заявлений граждан о получении на сотовые телефоны рекламы в виде смс-сообщений, согласие на которые абоненты не давали. «…Мы разбирались по этим случаям. Оказалось, когда операторы представляют договор (который, кстати, не глядя подписывают абоненты), выясняется, что все это прописано. Можем только посоветовать быть внимательнее при заключении договоров» - сказал заместитель руководителя управления.

Также руководитель управления озвучил цифру, отражающую стоимость содержания антимонопольной службы в Российской Федерации – 2 239 277 923 рублей за год, при этом, как отметил руководитель, в бюджет Российской Федерации в виде штрафов  было перечислено 12 618 000 000 рублей.