Третий арбитражный суд Красноярского края подтвердил правомерность выводов Красноярского УФАС России о том, что приборы учета электрической энергии допустимо размещать и внутри жилого дома, а не только за его пределами

 Третий арбитражный суд Красноярского отказал в удовлетворении ОАО «МРСК Сибири» требований о признании недействительными решения Арбитражного суда Красноярского края о злоупотреблении обществом своим доминирующим положением и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в установлении необоснованных требований к установке заявителем прибора учета электрической энергии, и, соответственно,  отказе в приемке прибора учета.

В рамках рассмотрения дела Комиссией Красноярского УФАС России было  установлено, что между гражданином и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, а именно: жилой дом в п. Солонцы Красноярского края. В декабре 2012 года контролером сетевой организации была проведена проверка правильности выполнения заявителем технических условий, в ходе которой было выявлено несоответствие места установки прибора учета, так как прибор установлен на первом этаже жилого дома, а не на его фасаде или опоре ЛЭП. По мнению ОАО «МРСК Сибири», указанные обстоятельства исключают свободный доступ к прибору его сотрудникам.

В ходе рассмотрения дела антимонопольным управлением было установлено, что нормы действующего законодательства не содержат запрета на установку потребителем прибора учета электроэнергии в жилом доме. Навязывание сетевой организацией требований по установке прибора учета вне жилого дома, может повлечь для гражданина дополнительные затраты, связанные с демонтажем фактически установленного прибора учета, затем установкой его в ином месте, а также дополнительные обременения, связанные с необходимостью обеспечения целостности, сохранности прибора учета, защиты его от несанкционированного доступа, погодных условий и поддержанию рабочих условий применения, определенных Правилами устройства электроустановок и Правилами учета электрической энергии, а также руководством по эксплуатации прибора учета.  

Комиссия рассмотрев обстоятельства дела приняла решение о признании ОАО «МРСК Сибири» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту установления необоснованных требований к установке гражданином прибора учета электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством, и бездействия по приемке прибора учета, установленного гражданином в нарушение указанных требований. заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства. ОАО «МРСК Сибири» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым, сетевой организации необходимо было принять прибор учета электрической энергии, установленный гражданином в жилом доме.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения Красноярского УФАС России и выданного сетевой организации предписания.

В результате изучения представленных материалов Арбитражный суд Красноярского края в удовлетворении заявленных ОАО «МРСК Сибири» требований отказал.

ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд Красноярского края с жалобой на решение Арбитражного суда Красноярского края. Суд апелляционной инстанции рассмотрев доводы подателя жалобы принял решение о правомерности выводов Красноярского УФАС России и об отказе ОАО «МРСК Сибири» в удовлетворении требований.

В настоящее время, учитывая  постановление Третьего арбитражного апелляционного суда, согласившегося с неправомерностью действий ОАО «МРСК Сибири», Красноярским УФАС России принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.31 КоАП, в отношении ОАО «МРСК Сибири».