Красноярское УФАС России: в действиях ОАО «Газпром нефть» и ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» содержатся признаки ценового сговора

В Красноярском УФАС России рассматривается дело, возбужденное  в отношении ОАО «Газпром нефть» и ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» по признакам нарушения ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в согласованных действиях компаний по установлению и поддержанию оптовых цен на нефтепродукты на территории Красноярского края.

Федеральная антимонопольная служба считает, что цены на розничном рынке автомобильных топлив не соответствуют рыночной ситуации. Одной из основных причин этого является поведение крупнейших вертикально-интегрированных компаний (ВИНКов): поддержание монопольно высоких цен на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В период падения мировых цен на нефть и падения доходов от реализации нефти на экспорт, вертикально-интегрированные нефтяные компании пытаются восполнить убытки путем завышения цен на монополизированных ими внутренних рынках нефтепродуктов.

В конце 2008-начале 2009 года на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива практически во всех регионах России наблюдалось существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты. Данная ситуация означает неоправданный рост доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на локальных розничных рынках.

С середины февраля 2009 года нефтяные компании в течение месяца резко (до 75% по некоторым видам автомобильного топлива) увеличили оптовые цены, по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов. Оба эти процесса имеют нерыночный характер и являются планомерным изменением ценовой политики вертикально-интегрированных нефтяных компаний.

Напомним, что в 2008 году ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке автомобильных и авиационных топлив.

Осенью 2008 года ФАС России признала четыре крупнейшие вертикально-интегрированные компании нарушившими антимонопольное законодательство. Компаниям было выдано предписание с рядом положений, которые направлены на создание здоровых конкурентных условий. Кроме того, на указанных юридических лиц были наложены штрафы на общую сумму порядка 6 млрд. рублей.

Указанные выше предписания ФАС России содержат в себе требования по ведению бизнеса, являющиеся безальтернативной практикой, принятой на цивилизованных рынках (США, ЕС и др.):

- не допускать экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок для обеспечения устойчивого предложения топлива на внутреннем рынке в соответствии с уровнем спроса,

- обеспечить на постоянной основе реализацию внутри страны нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке, что позволило бы обеспечить увеличение количества участников, равный доступ к торгам – факторы, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо,

- не допускать компенсации снижения доходов от экспорта нефти на зарубежные рынки путем повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке,

- вести раздельный учет затрат и доходов между организациями, входящих в структуру данных компаний. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования,

- обеспечить возможность заключения прямых контрактов на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями, т.е. для независимых участников рынка, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию малых и средних топливных компаний, формированию здоровой конкурентной среды.

В настоящий момент, несмотря на публичные заявления компаний о соответствии своих действий нормам антимонопольного законодательства, в рамках судебных разбирательств указанные нефтяные компании оспаривают конкретные положения выданных предписаний. Законность решений ФАС России во многих случаях подтверждаются несколькими судебными инстанциями.

Квалификация действий  ОАО «Газпромнефть» и ООО «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» будет произведена Комиссией Красноярского УФАС России в рамках возбужденного дела, рассмотрение которого назначено на 15 мая 2009 года.