Министерство транспорта и связи Красноярского края нарушило антимонопольное законодательство, передав часть полномочий госуправления коммерческим организациям

Сегодня в Красноярском УФАС России  состоялось рассмотрение дела, возбужденного в отношении Министерства транспорта и связи Красноярского края (далее - Министерство)  по признакам нарушения  ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе анализа нормативной базы Красноярского края Красноярским УФАС России выявлен приказ Министерства «О создании межведомственной коллегии по рассмотрению паспортов пригородных и межмуниципальных маршрутов и расписаний движения автобусов» (далее - Приказ), согласно  которому в состав межведомственной коллегии входят следующие государственные предприятия Красноярского края (далее – ГП КК): ГП КК «Шушенское АТП», ГП КК «Казачинское АТП», ГП КК «Ачинское ПАТП», ГП КК «Канское ПАТП». В соответствии с Приказом названные предприятия наделяются функциями органов исполнительной власти.  

В соответствии с правоустанавливающими документами указанные предприятия созданы в целях получении прибыли и удовлетворения общественных потребностей по перевозке пассажиров в пригородном и междугородном сообщении. Таким образом, согласно Гражданскому кодексу РФ и ФЗ «О защите конкуренции» государственные предприятия, входящие в состав межведомственной коллегии, являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на рынке междугородних и пригородных пассажирских перевозок наряду с иными хозяйствующими субъектами.

Согласно Положению о коллегии, утвержденному Приказом, в обязанность коллегии входит рассмотрение поступивших от перевозчиков паспортов маршрутов и расписаний движения автобусов, а также представление в Министерство заключений о возможности утверждения представленных маршрутов и расписаний движения автобусов.

Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ и функций хозяйствующих субъектов. Таким образом, наделение Министерством предприятий указанными выше властно-распорядительными полномочиями нарушает требования антимонопольного законодательства. Кроме того, участие в коллегии позволяет государственным предприятиям по своему усмотрению регулировать процессы формирования рынков междугородних и пригородных пассажирских перевозок.   

В ходе рассмотрения дела Министерство пояснило, что в состав коллеги входят представители крупных государственных предприятий, обладающих сведениями о структуре рынков пригородных и междугородних перевозок, а также представители контролирующих органов и общественных организаций. Одна из целей создания коллегии – предотвращение возникновения конфликтных ситуаций между перевозчиками Красноярского края. Кроме того, представитель Министерства отметил, что принимаемые коллегией решения носят рекомендательный характер.

 В результате рассмотрения дела Комиссия признала Министерство транспорта и связи Красноярского края нарушившим антимонопольное законодательство и выдала предписание о прекращении нарушения.